Комплаенс-контроль — новомодное слово или реальное средство защиты бизнеса? (окончание)

Опубликовано

Так есть ли возможность защиты ЮЛ своих интересов в свете излагаемой темы?
Есть, и как не звучит странно, но это указанная в первой части публикации ст. 13.3. Закона о коррупции «Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции».
Т.е. данная статья, с одной стороны, дает возможность контролирующим органам привлечь ЮЛ к административной ответственности, с другой стороны — защищает ЮЛ.
Так, в частности, согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ «ЮЛ признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».
Другими словами, основным условием освобождения ЮЛ от административной ответственности может являться только доказательство им того, что оно приняло все зависящие от него меры, чтобы оно само и его сотрудники соблюдали требования административного законодательства, в данном случае — ст.19.28 КоАП РФ.
До ввода в Закон о коррупции вышеназванной статьи 13.3. предпринимателям было сложно доказать, что и компания, и ее сотрудники соблюдали требования административного законодательства по противодействию коррупции, поскольку ни в одном нормативном документе не было прописано, что для этого надо сделать, а контролирующие органы трактовали Закон о коррупции в своих интересах.
Однако теперь меры по предупреждению коррупции, которые должна принимать любая организация, конкретизированы и перечислены, как уже указано в первой части статьи, в п. 2. ст. 13.3. Закона о коррупции.
Что же необходимо сделать в организации?
1. Определить подразделение или должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений.
2. Организовать сотрудничество в этой области с правоохранительными органами.
3. Разработать и внедрить в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации.
4. Принять кодекс этики и служебного поведения работников организации.
5. Организовать работу по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
6. Не использовать в повседневной деятельности организации неофициальную отчетность и поддельные документы.
Таким образом, выполнение всех указанных выше мероприятий плюс документальное подтверждение их выполнения (издание соответствующих локальных нормативных актов) и дает защиту ЮЛ как от привлечения к административной ответственности за нарушения Закона о коррупции, так и от всевозможного рода провокаций.
Как указано в первой части статьи, к числу основных мер, которые может предпринять ЮЛ для соблюдения законодательства о противодействии коррупции, и относится система анализа, выявления и минимизации вероятности несоблюдения законодательства или «Комплаенс-контроль».
Или, по другому — система предотвращения штрафов со стороны контролирующих органов за возможные нарушения законодательства.
Как правило, главным документом Комплаенс-контроля является «Кодекс корпоративного поведения», регламентирующий нормы поведения сотрудников организации при взаимодействии с клиентами, другими сотрудниками, контрагентами, поставщиками, надзорными органами и прочими третьими лицами, с которыми сталкивается тот или иной сотрудник в процессе исполнения своих профессиональных обязанностей.
Помимо Кодекса корпоративного поведения в организации могут быть разработаны и другие нормативные документы, например:
— Кодекс корпоративной этики;
— Политика принятия и дарения подарков;
— Политика сообщения о нарушениях;
— Политика по противодействию легализации («отмыванию») доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
— Политика о конфликте интересов,
и т.п.
Кроме вышеперечисленного, одной из мер является и присоединение к Антикоррупционной хартии российского бизнеса. Для этого, например, можно обратиться в Торгово-промышленную палату Вашего региона.
И в конце о защите от такой угрозы, как умышленная провокация со стороны недобросовестных конкурентов и отдельных недобросовестных сотрудников контролирующих органов (в том числе и общественных) передачи, предложения или обещания от имени якобы ЮЛ или в его интересах незаконного вознаграждения сотруднику конкурентов или контролирующих органов.
Для этого необходимо:
1. Издать Приказ о перечне должностных лиц организации, имеющих право действовать от имени ЮЛ, и довести его под роспись до всех сотрудников.
2. Опубликовать этот список на сайте ЮЛ и довести его до контрагентов и конкурентов.
3. Разработать и ввести должностные инструкции для лиц, имеющих право действовать от имени ЮЛ.

В заключении хотелось бы сказать следующее. Несмотря на то, что я старался написать статью как можно проще и понятнее, она, судя по откликам отдельных предпринимателей и руководителей на первую часть, оказалась сложной для понимания.
На мой взгляд, причин несколько.
Во-первых, я не мог при ее написании не использовать юридические и другие специальные термины. Все таки речь идет о соблюдении Закона.
Поэтому решение этой проблемы советую поручить специалистам, иначе можно только навредить себе.
Во-вторых, само понятие «Комплаенс-контроль», как и другие подобные англоязычные формулировки, иногда просто не приживаются в среде предпринимателей в силу их непонятности.
Нужна русско-язычная формулировка. Как, например, та, что я уже предложил выше — «Система предотвращения штрафов со стороны контролирующих органов за возможные нарушения законодательства».
Буду благодарен за любые отзывы и предложения.

Комплаенс-контроль — новомодное слово или реальное средство защиты бизнеса? (окончание): 2 комментария

  1. Все это конечно хорошо….однако наверное следует учесть,что некоторые формулировки,предполагающие проведение мкаких то мероприятий явно расплывчатые.не конкретизированные,что может быть поводом для довольно привольного толкования теми же контролирующими органми и судами,рассматривающими материалы о совершении административных правонарушеий юридическими лицами….И ,как показывает административная практика,суды например,не очень то и учитывают при установлении виновности юридического лица какие либо мероприятия,проводимые его руководством….В этом случае судами,в основной массе ,принимается формула- « какие то мероприятия безусловно проводились,но,по мнению суда эти мероприятия были явно не достаточными для предотвращения самого административного правонарушекния»….
    Отсутствие конкретизации мер например можно усмотреть в таких вот пунктах: «2.Организовать сотрудничество в этой области с правоохранительными органами»
    Сразу возникает вопрос-а какими документами,принимаемыми руководством юридического лица можно организовать данное сотрудничество….В чем это сотрудничество должно конкретно выражатся….И самое главное-сочтет ли орган,принимающий решение о виновности конкретного юридического лица данные меры исчерпывающими,позволяющими сделать вывод о том,что «что оно приняло все зависящие от него меры, чтобы оно само и его сотрудники соблюдали требования административного законодательства»….А это-большой вопрос….Как видно из практики….
    То же самое можно наверное сказать и по пунктам:
    «3. Разработать и внедрить в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации.»
    «5. Организовать работу по предотвращению и урегулированию конфликта интересов»
    Таким образом,что бы все это на самом деле каким то образом «работало»,наверное необходимо разработать и подготовить конкретные формы документов,которые будут регламентировать указанные выше мероприятия,рассмотреть возможные варианты осуществления «сотрудничества»,разработки «стандартов и процедур»,»организации работы по предотвращению….»…И самое главное-после этих разработок посмотреть,как на них будут реагировать органы,принимающие решение о привлечении юридических лиц к ответственности….Только после этого,наверное,можно будет говорить об эффективности или не эффективности каких либо наработок….Но это личное мнение конечно…основанное на практитческом опыте участия в различных процессах по рассмотрению дел об административных правонарушениях ,совершенных юридическими лицами….

    1. Добрый день, Андрей! Прошу прощения за задержку с ответом. Я в рамках статьи и не планировал подробно рассмотреть все вопросы по данной теме. И так получилось 3 части. В Инете на эту тему только общие статьи. Я же пытался опуститься на землю дать основные вехи того, что надо сделать. И хочу зарабатывать на том, что могу разработать систему целиком.
      И потом — это мое личное мнение как профессионала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *